Содержание:
Чем хорош профессиональный компрессор? Равномерным высоким давлением, возможностью регулировки — важными условиями качественной покраски. Ни первого, ни второго от устройств для уборки пыли добиться невозможно, но достаются они фактически даром, учитывая, что ничто не мешает использовать их по прямому назначению. Соответственно и ждать от покраски авто пылесосом хорошего результата можно лишь при условии понимания принципов работы с инструментом и границ, в которых экономия имеет минимальное влияние на результат.
Вязкость краски и подготовка авто
Пылесосом можно подменить компрессор только в том случае, когда допустимо низкое давление, т.е. подготовлены материалы, краскопульт и, конечно, сам маляр, ведь работа таким инструментом крайне специфична. Поверхность под покраску готовится исходя из стандартных требований (обезжиривание и матирование перед окрашиванием), которым посвящено множество отдельных материалов. Важно заметить, что никаких поблажек в отношении подготовки не допускается, так как в цепи и без того есть слабое звено — низкое, неравномерное давление.
Некоторые устройства в принципе не приспособлены для использования в качестве компрессора: необходимо, чтобы инструмент мог либо переключиться в режим выдувания воздуха, либо имел возможность подключения шланга с другой стороны. В природе встречаются обе модели, но особенно хороши старые советские («Вихрь», «Ракета»). Отчасти из-за неплохого давления, отчасти из-за высокой ремонтопригодности. Хороши советские модели и тем, что имеют собственные насадки для распыления жидкостей, насадки не предназначенные для покраски авто, но легко для этого приспосабливаемые.
В системе с применением низкого давления недопустимы специфичные материалы, вроде пигментных («металликов», «хамелеонов») и вязких красок. Разводить предназначенное для распыления вещество нужно сильнее, но конкретные цифры можно получить только в результате экспериментов. Для большинства стандартных эмалей (Sadolyn, Mobihel) это 3:1 по объему, т.е. три части растворителя (№ 650 или аналог) на одну часть эмали. Краску нужно разводить жидко, но многое опять же зависит от конкретных условий, в частности от создаваемого инструментом давления.
Краска для проявочного слоя должна разводиться еще сильнее, чем для основного: на одну часть эмали приходится 4 части растворителя. Стоит ли говорить, что, когда начнется его испарение, нужно либо находиться подальше, либо надеть противогаз. При нанесении на авто проявочного слоя — для проявки должно хватить 0,5-0,7 литра готового материала — можно не только выявить неровности шпатлевания (ошкуривания, грунтования), но и значительно скорректировать процентное соотношение эмали и растворителя. Желательно, конечно, проверить соотношение на отдельной площадке, поэкспериментировать с составом.
Нанесение эмали с помощью пылесоса
Подготовить нужно не только поверхность авто, но и сам инструмент. Снимаются все содержащие и накапливающие пыль детали, в том числе фильтры. Все что можно помыть тщательно моется, ведь пыль — главный враг качественной покраски, а ее в устройстве предостаточно. Полностью избежать появления пыли в нагнетаемом воздухе сложно, но некоторые способы имеются:
- Шланг нужно обмотать скотчем (на его поверхности может оседать пыль).
- Скотч или смоченные в воде тряпки можно положить у воздухозаборника.
- На патрубок нацепить самодельный фильтр из старых колготок или нескольких слоев марли.
- Позаботиться о чистоте помещения и отсутствии в нем пыли.
[hana-code-insert name=’gogads’ /][hana-code-insert name=’yaads’ /]
В бачок краскопульта заливается 100-150 г растворителя для прочистки, с той же целью пылесос оставляется включенным на 5-10 минут. Вместе с распылением чистого растворителя нужно произвести регулировку сопла и давления, если такое возможно. Краскопульт не должен выплевывать краску, а распыляемое вещество должно наноситься равномерно. Каждый раз требуется разное расстояние и диаметр сопла, но обычно это 15-20 см до поверхности и минимальное сопло.
И проявочный, и основной слой в первую очередь наносятся на те площади авто, где некачественная покраска незаметна: торцы коробов, пороги и дверные проемы. Затем эмаль напыляется на края окрашиваемых деталей, вдоль границ малярного скотча и пленки, потому что подтеки отсюда попадут на скотч, и на результате это скажется не сильно, но позволит скорректировать характер напыления и вязкость краски. Если с краями никаких проблем не возникло, можно переходить к основной площади детали, движения при этом совершаются быстрые горизонтальные с постоянным контролем подтеков.
Чем больше слоев, чем меньше их толщина, тем лучше. В идеале покраска производится в три слоя, включая проявочный. Сушка между слоями может быть продолжительной: после проявочного, к примеру, нужно подождать 20-30 минут (до тех пор, пока растворитель не закончит активно испаряться). Большой расход эмали связан не только с низким давлением, но и с предполагаемой полировкой авто. Особенно это касается лака, ведь многие дефекты, неизбежные при работе с таким инструментом, придется исправлять пастами и мелкозернистыми абразивами. Так что экономить на материалах при таком подходе не стоит.
Краскопульт для пылесоса
Существуют специальные краскопульты для таких инструментов, но подойти могут все пистолеты низкого давления с возможностью регулировки. Специальные стоят примерно 400-600 р, так что небольшая экономия есть (более или менее приличные пистолеты обойдутся в 2-3 раза дороже). В целом при покупке можно ориентироваться на следующие цифры:
- Рабочее давление — не меньше 0,08-0,1 кгс/см2 (в среднем — 0,1-0,2).
- Ожидаемая вязкость материала — 20-30 секунд по ВЗ-4.
- Средний размер диаметр трубки — 32-35 мм.
Краскопульт с подходящим патрубком можно подыскать в любом строительном магазине, но инструменты эти предназначены для побелки, а не серьезной покраски. Переходник, соединяющий краскопульт с пылесосом, можно изготовить самостоятельно из двух гофрошлангов. В таком случае обязательно нужно уделить внимание герметичности изделия.