Содержание:
Качество лакокрасочного покрытия связано не только с толщиной покраски автомобиля. Нетрудно догадаться, что чем дальше от воздействия атмосферы и химических реагентов окажется металл, тем дольше до него будет добираться коррозия. Правда и лишний слой краски на пользу не пойдет. Контроль этого параметра важен не только во время ремонта лакокрасочного покрытия: полировка, покупка подержанного авто и подготовка к продаже, определение износа краски – все это процессы, требующие точных данных о текущем состоянии ЛКП.
Мастеру важно иметь точные данные о толщине краски при устранении дефектов. Некоторая инертность информационных ресурсов в отношении подобных измерений связана с отсутствием до недавнего времени технологий, позволяющих получить точную оценку. Однако профессиональные мастерские используют толщиномеры довольно активно, что неудивительно, ведь прямое следствие контроля качества – экономия на перекраске.
Толщина заводской покраски
Большинство производителей измерения оставляет покупателю, указывая только вероятные диапазоны или предельно допустимые пороги. На самом деле толщина заводской покраски не превышает 200 мкм, а в среднем составляет 80-130 мкм. Шагрень на отечественных машинах также встречается, внося свои коррективы в процесс измерения. Хорошая покраска – это минимальный разброс показателей: качественное нанесение краски предполагает не более 25 мкм разницы, а для одной детали – вдвое меньше.
Процесс полирования предполагает увеличение разброса и уменьшение уровня защиты металла на локальном участке и всей площади кузова. За одну полировку может быть снято от 5 до 30 мкм материала, поэтому уже после одной полировки, можно протереть лак до появления характерного ореола (голограммы). Стандартный слой краски может пережить 3-4 полировки, поэтому контролировать его количество важно и во время покупки, и во время ремонта авто. Прежде всего нужно определить разницу со стандартами, указанными производителем для внешних поверхностей своей продукции:
Если среднее расхождение с этими данными не превышает 25 мкм, уровень ЛКП можно признать удовлетворительным. Однако небольшие отклонения в сторону превышения норм можно рассматривать как достоинство, в сторону уменьшения – как недостаток, признак полировки, перекраски и пр. Слишком толстый слой краски, может стать причиной низкого сопротивления к вибрации металла, сильные отклонения в сторону плюса (40-100 мкм) могут оказаться следствием перекраски или даже применения шпатлевки. Внутренние поверхности (дверные стойки, багажник и подкапотное пространство, пороги) не столь требовательны к количеству слоев краски, поэтому требования к ним можно считать единым стандартом: 50-90 мкм.
Приборы для измерения толщины
[hana-code-insert name=’gogads’ /][hana-code-insert name=’yaads’ /]
Традиционные, придуманные еще советскими мастерами инструменты могут определять толщину слоя еще незастывшей краски, т.е. представляют собой модернизируемую линейку, приспособленную для точных измерений. Стоимость подобных толщиномеров невелика, основное предназначение – контролирование процесса шпатлевания. Приспособить их для измерений в покрасочных работах проблематично, но некоторое представление о ходе работ они могут дать. На похожем принципе основана работа пружинных толщинометров, которые не нужно путать с обычными индикаторными толщиномерами, задача которых – измерять общую толщину листовых материалов при наличии доступа к обеим сторонам листа.
Современные толщиномеры для определения расстояния до металла используют электромагнитные волны и вихревые токи. Однако для замера ЛКП автомобилей чаще приходится использовать приборы, в основе которых излучатель и приемник ультразвука. Разница между ними принципиальна, так как для каждого материала применяется свой способ измерения:
- Магнитные толщиномеры – покраска поверх алюминия, нержавейки, пластика и других немагнитных материалов (лучшую погрешность дают индукционные толщиномеры, но время работы с ними на 2-3 секунды больше, чем с отрывными).
- Ультразвуковые – металлы хорошо отражают звуковые волны, звук возвращается в приемник и программа определяет время, потребовавшееся ультразвуку на прохождение препятствия.
- Вихретоковые приборы применяются для определения толщины материалов не проводящих ток (резина, стекло, некоторые лакокрасочные материалы) – чем дальше находится металл от прибора, тем слабее окажутся создаваемые электромагнитным полем токи.
Самые дешевые (400-600 р.) – магнитные измерители отрывного типа. Некоторые из таких приборов имеют родословную, начинающуюся в разнообразных НИИ Советского Союза. Наличие в устройстве датчика Холла и переход в категорию индуктивных измерителей увеличивает стоимость в разы (2-3 тыс. р.). Примерно в ту же сумму обходятся представители остальных категорий, но существуют комбинированные приборы, работающие с разными материалами. К примеру, ультразвуковой измеритель может помочь с определением пластика, т.е. вычислить перекрашивались ли бампера.
Технология измерений
При выборе прибора нужно обратить внимание на выдаваемую им погрешность. Это самое важное (после выбора способа измерений). Не лишним будет, если имеется возможность, проверить характер работы на морозе. Методика работы с толщиномерами довольно проста: нужно измерить толщину слоя ЛКП в нескольких точках каждой детали. Если на одном из участков имеются сильные отклонения от средних показателей, вероятнее всего эта площадь подвергалась перекраске или полировке. Может оказаться, что перекрашивалась вся деталь.
Измерения лучше всего начинать с крыши, так как здесь количество ЛКМ часто имеет отклонения в меньшую сторону. С бампером все точно наоборот: заводская покраска этой детали предполагает слои потолще. На вертикальных поверхностях краска немного подтекает вниз со временем, поэтому измерения здесь покажут цифры больше чем в верхней части примерно на 5-10 мкм.