Содержание:
Подача воздуха в аэрограф – процесс, лежащий в основе профессиональной аэрографии. Без равномерного давления распыления не будет – будут плевки и потеки, шагрень и облезающая через несколько недель эмаль. Легко убедиться в значимости компрессора для аэрографии: своими руками собрать его легко, но добиться от такого инструмента высоких показателей качества – значит посвятить ему немало времени. Тем не менее, у подхода имеются очевидные преимущества для начинающих аэрографистов:
- Использование для первых опытов дешевого оборудования.
- Возможность досконально разобраться в устройстве инструмента – после сборки собственного
компрессора выбор профессиональной техники будет проходить намного быстрее и легче.
Устройство компрессора
Сердце компрессора – двигатель, подающий воздух. Мотор нагнетает воздух в ресивер – емкость, необходимую для поддержания равномерного давления. Теоретически, чем больше ресивер, тем лучше, ведь скачки давления в меньшей степени сказываются на большем объеме. Однако теория и практика – разные стороны одной медали, и для того, чтобы эта «медаль» оказалась «золотой», нужно поработать и над теорией, и над практикой. На практике большой ресивер может затруднить создание аэрографии своей громоздкостью. Помимо ресивера и мотора нужно обратить внимание на следующие детали стандартного устройства:
- Охлаждение – отдельная крыльчатка (вентилятор).
- Редукторный регулятор выходящего из ресивера воздуха.
- Манометр перед выходным регулятором.
- Регулировка и залив масла в компрессор (индикатор и воронка заливки масла, пробка).
- Реле – электроника для связи манометра с двигателем (включение и выключение), манометра с выходным регулятором.
- Система слива конденсата из механизма.
- Система фильтрации забираемого двигателем и подаваемого в ресивер воздуха (фильтрация пыли и масла).
Своими силами двигатель для подачи воздуха собрать сложно, поэтому не имеет смысла писать про поршневые и винтовые системы – пользуемся тем, что под рукой. Компрессор можно собрать из шины, но воздух в него придется закачивать руками, что довольно затруднительно, если речь идет о качественной аэрографии. Ввиду этого чаще используются моторы старых холодильников или любое аналогичное устройство, способное качать воздух. Важно понять, что давление, создаваемое таким двигателем, сложно рассчитать заранее (известно только, что оно будет слабым), поэтому сам аэрограф нужно подбирать после того, как собрана вся система.
Сборка компрессора
[hana-code-insert name=’gogads’ /][hana-code-insert name=’yaads’ /]
Чаще встречаются поршневые компрессоры. Устройство такого типа состоит из собственно двигателя раскручивающего вал маховика и поршня, накачивающего воздух в цилиндр. На конце цилиндра должно быть два клапана, один из которых пропускает воздух только внутрь, другой – только наружу. Если имеется возможность разобрать устройство, следует:
- Прочистить все преобразователем ржавчины.
- Смазать и сам вал, и поршень.
- Снять клапанную плиту, проверить все уплотнения, ход поршня.
- Проверить работу клапанов.
Моторы от холодильника обычно имеют собственную систему смазки, поэтому достаточно залить в нее масло (моторное масло вязкости 40 по SAE) через специальную трубочку. На клапан, пропускающий воздух внутрь, потребуется защита от пыли, на выпускающий – фильтр от масла (масловлагоотделитель). После этого можно переходить к подготовке ресивера.
Ресивер
Емкость под ресивер нужна как минимум на 10 литров. 10–15 литров достаточно для компрессора от холодильника, но для качественной аэрографии потребуется емкость объемом 20–30 литров и соответствующая подача воздуха. При наличии сварочного аппарата можно сварить ее своими руками, а наиболее компромиссный вариант – использование баллона от огнетушителя. С металлической емкостью проделываются следующие операции:
- Сверлятся отверстия для соединения ресивера с подачей воздуха и аэрографом, а в простейшем варианте используется одно отверстие, к которому прикручивается водопроводная крестовина (четвертый выход используется под манометр, реле).
- Металлическая полость тщательно очищается от результатов сверления, обрабатывается преобразователем ржавчины.
- Шлангами и холодной сваркой трубки от крестовины соединяются с манометром и подачей воздуха (между ними должен быть закреплен масляный фильтр).
- Все детали закрепляются на одной платформе (лист ДСП, металлическое основание).
Для аэрографии нужен чистый воздух, поэтому на вход двигателя должен быть надет фильтр – сделать его можно своими руками, из нескольких слоев бумаги. Кроме того, такое устройство придется отключать и включать вручную, когда манометр покажет нужное давление. Действительной необходимости в этом нет, ведь в любом магазине спец. техники можно достать простейшее реле отключения.
Реле
Элемент называется «реле давления» и стоит примерно 600–1000 р. При выборе нужно смотреть на верхний и нижний предел давления, т.е. покупать его нужно после того, как рабочее давление получено и измерено – отрегулировать реле руками можно только в определенном диапазоне. Принцип действия прост: при одном давлении контакты, к которым подключаются провода, замкнуты, при другом разъединены.
К контактам реле нужно прикрутить провод, питающий компрессор (одну из фаз). Вторую фазу обычно разрывают тумблером, чтобы не бегать к розетке на каждом этапе аэрографии. Настройка диапазонов давления производится своими силами через пружины механизма.