Содержание:
Покраска автомобиля – это работа с токсичными, требующими точного соблюдения температурных условий и чистоты воздуха веществами. Поэтому вытяжка для покрасочной камеры имеет огромное значение: от ее работы зависит как качество покраски, так и здоровье маляра. При этом профессиональная аппаратура должна иметь настройки режима работы для разных этапов покраски, разных сезонов, что особенно актуально в северных районах нашей страны.
Качество и количество оборудования каждый определяет сам, тем более что некоторые элементы вполне можно соорудить из подручных материалов. Работа вентиляторов важна, но еще важнее расположение воздухозабора, приточных пленумов, вытяжной вентиляции. Обдумать систему и реализацию вентилирования нужно на стадии проектирования, а для точного выбора места и типа вентиляции требуется детальный расчет, напрямую зависящий и от объема помещения, и от характера работ.
Приточно-вытяжная вентиляция
Классическое определение вытяжки предполагает под словом только систему удаления воздуха или специальное отверстие для выходящих потоков. Однако, строго говоря, покрасочной камере не нужно удаление воздуха, хотя это единственный способ выполнить условия, устанавливаемые требованиями качественной покраски и СНиП 41-01-2003. Воздушный поток в малярной должен удовлетворять следующим параметрам:
- Минимальная температура – 20-25˚C (в режиме сушки до 50˚C).
- Движение воздуха зоне покраски авто 20-25 см/с.
- Кратность обновления атмосферы – 10 и выше (в зависимости от размера помещения и характера работ).
- Воздушное давление чуть выше стандартных 100 кПа (атмосферное давление или давление снаружи).
- Отсутствие в воздухе пыли и любых других загрязнителей.
- Вертикальное или близкое к нему движение воздушных потоков.
Добиться этих показателей можно двумя способами: накачивая в покрасочную камеру воздух через приточную вентиляцию и позволяя ему выходить через отверстие на уровне пола (одномоторная вентиляция) и одновременно накачивая и удаляя воздух из комнаты (двухмоторная вентиляция). Эффективность второго способа выше, но растут и затраты (второй вентилятор, напольный фильтр, организация вытяжных коробов и труб). Сложнее становится и расчет.
Таким образом, под вытяжкой может пониматься и общая система приточно-вытяжной вентиляции, и система откачки воздуха из камеры. Однако организация вытяжной конструкции разнится для одномоторной и двухмоторной системы – рассматривать систему отвода воздуха и приток отдельно друг от друга невозможно. Поэтому ниже даются рекомендации по общему расчету системы.
Расчет приточно-вытяжной вентиляции
В первую очередь требуется определить кратность обмена воздуха. Кратностью обмена называется результат деления объема чистого воздуха поступающего за час, на объем помещения. К примеру, для стандартного гаража (6x3x2.2 м) двойная кратность будет означать, что за час в гараж с авто поступит 79.2 м² чистого (нового) воздуха. Значительная цифра на первый взгляд, но даже для кухни рекомендованная кратность обмена указывается равной 8-10 единицам. Обмен воздуха в малярных цехах измеряется кратностью в сотни единиц, но для гаража эти цифры применимы не всегда.
[hana-code-insert name=’gogads’ /][hana-code-insert name=’yaads’ /]
Точный расчет потребует знания используемой технологии окраски и предельно допустимых концентраций для задействованных в этой технологии растворителей. Примерно три четверти используемого растворителя попадает в воздух, из чего и производится расчет концентрации. При отсутствии точных данных можно равняться на следующие параметры:
К сожалению или к счастью, но для производственных помещений в СНИП не указываются нормативы кратности воздухообмена, а цифра определяется расчетом из ПДК и скорости испарения растворителя. В целом для гаражных мастерских, специализирующихся на покраске авто, можно принять следующие цифры: кратность обмена 6-20 для мелких работ (окраска деталей без краскопульта) и выше 20 (при условии работы с краскопультом или покраске всего автомобиля). Следует обратить внимание также на тот факт, что в профессиональных станциях организуется полная герметичность, и воздух внутрь попадает только через фильтры и только через фильтры удаляется – гаражное помещение полностью герметичным бывает редко, что и должен учитывать расчет.Производительность приточного вентилятора определяют по общему объему воздуха (указывается обычно в тысячах м³), нагнетание которого требуется за час времени. Из данных о производительности приточного вентилятора рассчитывается вытяжной. Расчет прост: производительность вытяжного вентилятора должна быть меньше производительности приточного (иначе вытяжка может начать засасывать пыль снаружи) или равна ему при соблюдении условия полной герметичности. Другие данные, которые могут потребоваться для расчета, – создаваемое вентилятором давление.
Конструкция вытяжки
Расположение вытяжного короба или траншей должно быть таким, чтобы воздух создавал вертикальные потоки, обтекающие автомобиль и не оставляющие мертвых зон в помещении. В простейшем варианте приток находится на уровне потолка или монтируется в него – ни в коем случае не ниже человеческого роста, иначе пары растворителя могут начать скапливаться под потолком (по этой причине для вентиляции не подходят окна). Соответственно, наиболее логичное расположение вытяжных коробов – под машиной, в районе колес.
Простейшая конструкция вытяжки – две параллельных канавки глубиной 30-40 см. расположенных под колесами предполагаемого авто. Встречаются и однорядные, решетчатые полы – траншея в этом варианте располагается под машиной, или в середине помещения. Траншеи закрываются решеткой и выводятся в короб вентилятора, расположенный в подвальном помещении или снаружи покрасочной камеры. Соорудить такую систему своими руками несложно, но стандартное заглубление гаражного фундамента меньше 40 см, поэтому нередко можно увидеть второй вариант короба – двойной пол.
Правильное расположение вытяжки – в полу, по центру. Для стандартного гаража при обмене кратностью до 200 достаточно короба размерами 2.5×1.5×0.4 метра или аналогичного ему по площади углубления (овал, круг и пр.). Канал воздуховода подводится с длинной стороны, в приведенном примере со стороны 2.5 метра.
Напольный фильтр крепится с внутренней стороны решетки и должен закрывать всю площадь без щелей. Попадание в вытяжной вентилятор краски приведет к его неисправности или возгоранию. Крепится фильтр между двумя каркасами, но можно упростить конструкцию, сварив из сетки для армирования бетона крепление и несколько фиксирующих уголков из любого подручного материала.
Постоянный приток воздуха может сильно охлаждать покрасочную камеру, поэтому вытяжку в ней устраивают так, чтобы вытяжной воздуховод соприкасался с приточной трубой и согревал часть поступающего воздуха. В идеальном варианте гофрированная труба, выводящая воздух, проходит через приточную или имеет клапан, позволяющий на время включить циркуляцию с малым процентом забора нового воздуха.