Покраска дисков порошком

Содержание:

  1. Пистолет для порошковой покраски
  2. Трибостат своими руками
  3. Технология порошковой покраски


Порошковая покраска дисковПочему так популярна порошковая покраска дисков? Порошок образует ровную поверхность, показывающую хороший уровень сопротивления воздействию внешней среды, а множество вариантов цветового исполнения, среди которых встречаются яркие, сочные цвета, оставляют владельцу возможность выбора и эксперимента. Акрилом можно красить поверх порошковой покраски, за счет чего можно получить интересные цветовые решения.

Минус у порошковых систем ровно один – сложность оборудования для нанесения и полимеризации материала. При наличии инструмента получить равномерное, качественное покрытие несложно, но покупать «трибостат» и ТЭНы для печи полимеризации готов не каждый водитель. Однако не так страшны порошки как про них пишут, и, если покраска дисков требуется периодически, возможен вариант сооружения собственной несложной камеры и пистолета.

Пистолет для порошковой покраски

Пистолет для порошковой покраскиСвоими руками такой пистолет собрать можно, тем более что цена на обычный «трибостат» – 7-10 тыс. рублей, а ничего невозможного, кроме учебника физики и умения паять (сверлить) не требуется. Все детали инструмента можно получить из подручных материалов или старой бытовой техники (строчный трансформатор из телевизора, фторопласт – прокладки и уплотнители). Существует две основные конструкции порошковых распылителей:

  • Трибостатические – напряжение, приводящее к зарядке порошка, формируется трением, поэтому блока питания в конструкции пистолета нет.
  • Электростатические – прямая зарядка под воздействием электрического тока (создаваемого им поля).

Достоинство первой конструкции – низкая энергозатратность и относительно высокая безопасность. Однако сама конструкция сложнее, да и собирать ее приходится буквально по деталям. Для прямой зарядки порошка можно приспособить даже обычную бутылку, однако наличие в схеме высоковольтного источника потребует хотя бы минимальных знаний в области электрических цепей или покупки готового БП.

Трибостат своими руками

Принцип зарядки порошкаОснова работы таких пистолетов – трение порошка о поверхность зарядной трубки. Формирование воздушной смеси происходит также как в обычном пистолете: с помощью компрессора, инжектора и регулирующего механизма. Однако переделывать для этих целей обычный пистолет не рекомендуется, так как зарядная трубка должна быть прямым продолжением инжектора – по этой причине инжектор (форсунка) изготавливается из дюралюминиевого прутка Д16Т. За счет маленького диаметра форсунки поступающий из компрессора поток разгоняется до высокой (требуется больше 350 м/с) скорости. Общий принцип зарядки показан на фото.

Схема пистолета для порошковой покраскиДля предварительной регулировки давления можно задействовать редуктор от пропанового баллона. Порошок смешивается с поступающим воздухом непосредственно в инжекторе, но воздух, подаваемый к нему, должен проходить через ресивер: дополнительная емкость позволит отсечь вероятную влагу от воздуха, а влага чрезвычайно вредна и для порошка, и для трибостатической зарядки. На фото чертеж к патенту № 2256511 (5 – рассекающий стержень, 10 – распыляющие каналы, 13 – проточка для разнесения порошка по стержню, 15 – завихрители).

Внешнюю трубку для зарядки проще всего изготовить из фторопласта (в продаже имеются стержни, из которых можно выточить и трубку, и вкладываемый в нее стержень). Внутренний стержень (рассекатель) нужен в трубке для создания дополнительного трения, однако этого мало, и для усиления трения на стержень желательно навернуть 1-2 завихрителя из того же фторопласта (насадки со спиралевидными прорезями). Основной фактор, определяющий качество работы конструкции, – зазор между внутренней стороной трубки и рассекателем. При длине зарядной части в 8-10 см и внутреннем диаметре трубки 10 мм, достаточно зазора в 1-1,5 мм (большой диаметр рассекателя станет причиной забивания зарядной трубки, маленький – слабого заряда и некачественной покраски).

Раструб с дефлекторомПлощадь сечения пропускающего порошок зазора должна быть равна пропускающей площади завихрителей (меньшая площадь спиральных прорезей станет причиной поломки, большая – низкой эффективности этих элементов). Распылитель представляет собой обычный раструб, направляющий порошок в сторону детали. Вытачивать его лучше также из фторопласта своими руками, так как даже минимальный дополнительный заряд частицам не повредит. На конец раструба ставится дефлектор, как на фото.

Технология порошковой покраски

Заряженный порошок направляется в сторону заземленных дисков и налипает на них из-за разницы зарядов. Технология полимерной покраски дисков обеспечивает равномерное нанесение красящего материала, так как заряженные частицы сами находят путь к области сильного заряда. Площадь, на которую порошок уже налип, слабее притягивает заряженные частицы, поэтому никаких специальных действий для выравнивания порошковой поверхности не требуется.

Области перехода при порошковой покраске несколькими цветамиЗавершающая часть покраски – полимеризация порошка (запекание в печи). Обработка и транспортировка в печь небольших деталей, в том числе дисков, проще, поэтому популярность технологии высока в отношении именно частей авто, а не всего кузова. Нанесение порошка на кузов потребует профессионального оборудования и своими руками не осуществляется. Также не осуществляется окрашивание порошками в два цвета, так как переход между цветами контролировать сложно и образуются области перехода, хорошо видные на фото.

Печь полимеризации представляет собой помещение и оборудование, поддерживающее в нем температуру до 200°С. Часто можно обойтись меньшими цифрами (200-220°C – максимум). Температура невысока, поэтому печь можно изготовить своими руками. Для запекания порошка на поверхности дисков большого помещения не потребуется – приспособить можно обычный духовой шкаф. Основные требования к печи выглядят так:

  • Общая мощность ТЭНов – 5-7 кВт на м³.
  • Мощность отдельного ТЭНа – 1.1 кВт, если от стены (ТЭНа) до детали меньше 20-30 см, и 2.2 кВт, если помещение позволяет оставить до дисков полметра.
  • Контроль гистерезиса – максимум 5°C (регулируется управляемым через терморегулятор пускателем или вручную).

Порошковая покраска дисков производится только после тщательной подготовки поверхности. В профессиональных мастерских применяется пескоструйная обработка и даже промежуточный слой из грунта. Запекание, длящееся примерно час, вместе с подготовкой поверхности занимают большую часть времени, так как нанесение порошка происходит за секунды. Порошковая покраска дает высокое качество, но от ошибок, тем более при работе своими руками никто не застрахован, поэтому технология покраски без профессионального оборудования предполагает заключительное покрытие поверхности лаком. В отношении дисков может быть проведена небольшая доработка акриловыми красками, окрашивание спиц или небольших элементов, требующих выделения цветом.