Геометрия наоборот: рихтовка автомобиля



Содержание:

  1. Основные принципы рихтовки
  2. Инструмент для рихтовки
  3. Метод работы
  4. Обработка поверхности


Рихтовка автоВ немецком языке слово «richten» соотносимо с глаголами «судить» и «чинить» – уже по этим словам можно догадаться, что для рихтовки и покраски автомобиля потребуется молоток. Правда исправлением вмятин на кузове занимается молоток не железный, а резиновый или из инструментальной стали. На пару с контропорами разных масс и форм этот инструмент способен устранить большую часть кузовных деформаций.

Механическое изменение формы металла сопровождается возникновением внутренних напряжений, выражающихся в форме пузырей и вмятин на кузове. Рихтовка должна не просто устранить эти деформации, но ликвидировать зоны сжатия и растяжения без образования новых. Поэтому для каждого вида деформации предназначены свои инструменты и способы работы, а по завершении процесса исправления вмятин может потребоваться восстановление отвалившегося или потрескавшегося слоя ЛКП.

Основные принципы рихтовки

Рихтованием можно исправить вмятины на отдельных деталях, вроде багажника, капота, дверей и пр. Деформации крыши, общие искривления кузова устраняются с помощью стенда. Отчасти связано это с тем, что во время исправления общих искривлений автомобиля требуется значительное, но точное приложение силы.

Работа молотком не должна приводить к образованию новых растяжений металла. К примеру, если наносить удары в середину крупной вмятины, на периферии деформированного участка металл может покоробиться. Неправильное расположение упора, использование излишне тяжелого молотка приведет к потере контроля над процессом рихтовки. Поэтому работа начинается с осмотра места повреждения и выбора инструмента.

Инструмент для рихтовки

Рихтовочные молотки и наковальниНаборы молотков вытесняются регулируемыми пневматическими молотками, маленький вес которых не может привести образованию новых растяжений. Домкрат незаменим, когда требуется выровнять жесткие углы и стыки, а сварочным аппаратом завариваются мелкие трещины. Однако главными действующими лицами остаются молотки и наковальни:

  • Молотки с выпуклым и плоским бойком предназначены для исправления выпуклых и плоских поверхностей.
  • Молотки с насечками – исправление вытянутых поверхностей, крупные насечки – нивелирование мелких выпуклостей.
  • Молотки-гладилки – сглаживание неровностей на кузове автомобиля.
  • Различной формы наковальни – создание упора с внутренней стороны.
  • Рихтовочными крючками с внутренней стороны выдавливают вмятины.
  • Ложки (ударные, вытягивающие, выпуклые) и правки разных форм («пресс-папье», «свисток», «каблук» и пр.).
  • Безинерционный молоток.

Метод работы

Мешающие рихтовке детали демонтируются. Перед началом работы нужно обеспечить хороший доступ к месту повреждения и самого инструмента, и поддержки. Приветствуется хорошее освещение и использование по назначению спец. одежды. Перед работой проверяется состояние ЛКП: вполне возможно, что покраска потребуется независимо от выбранной способа обработки. В таком случае логичным будет подготовить поверхность к окрашиванию заранее: старая краска может помешать и процессу рихтования.

Удары должны быть легкими, пружинящими. Первые удары никогда не носятся в центр выпуклости – обработка начинается от краев и движется по спирали к центру. Контропора должна захватывать зону удара, но не попадать на одну ось с молотком. Кроме того, центр опоры должен быть смещен относительно центра выпуклости. Удары приближаются к центру постепенно: приложив усилие к центру можно получить жесткие края, ведь им придется остаться на прежнем уровне и дополнительно деформироваться.

Независимо от точности приложенных усилий в месте установки контропоры останутся зоны напряжения. Если такая точка совпадает с точкой приложения силы, то образуется крайне неприятное искривление нестабильной формы. Появиться этот «гуляющий» пузырь может и по другим причинам. Напряжение в таком месте снимается методом точечного нагрева и охлаждения. Нагрев производится споттером или газовой горелкой – зависит от характера деформации и арсенала подручных инструментов.

Обработка поверхности

Слой краски способен нивелировать неровности не больше 15 мкм – именно такую поверхность нужно иметь перед началом покраски. Для подобного выравнивания применяется шлифование и шпатлевание. Шлифование удобнее всего осуществлять машинкой, но главное это номер абразива – P60, P80.

Шлифование после рихтовки должно быть максимально равномерным. Ввиду этого рекомендуется совершать равномерные движения абразивом или шлифовальной машинкой и вдоль, и поперек. Отдельное внимание стоит уделить нагреву: нагревание и остывание металла автомобиля должны быть максимально равномерными.